
Ювелирное дело и работа с изделиями из драгоценных металлов и камней требуют определенного искусства в применении света и его настройках. Следует внимательно и грамотно относиться к приданию световому потоку цветовых тонов. Это касается «холодного» и «теплого». Каждый драгоценный материал имеет свой особый спектр, в котором изделие выглядит наиболее привлекательно и выгодно.
«Холодным» светом принято называть такой, который имеет цветовую температуру выше 4 000К. В нашем понимании – это солнечный свет. Чтобы было наглядно, можно уточнить, что небо в горах имеет 20 000К.
«Теплым» светом называют такой, который имеет около 3 000К. Это примерное равенство с лампой накаливания.
Шкала примерного применения оттенков для камней и металлов
Материал | Оттенок света |
желтое золото | теплый |
белое золото | холодный |
серебро | холодный |
платина | холодный |
турмалин | холодный |
черный бриллиант | холодный |
прозрачный бриллиант | теплый |
сапфир | холодный |
рубин | теплый |
изумруд | теплый |
Сами мастера ювелирного дела привыкли делить драгоценные камни, которые используются в украшениях, на «дневные» и «вечерние».
Первые наиболее выгодно смотрятся в подсветке белым «холодным» светом. Вторую группу лучше рассматривать в лучах «теплого» белого света. Существует особый «александритовый эффект». Это явление, когда один и тот же камень меняет свой природный цвет при рассматривании его в разном освещении – при дневном свете и при лампах накаливания. Такое название эффект получил в честь камня александрита. Этот минерал выглядит зеленым при дневном свете, а в лучах ламп накаливания приобретает фиолетово-красный цвет.